Характер
Существует множество определений характера, которые освещают разные аспекты этого понятия. Классическое определение в отечественной психологии дает Сергей Леонидович Рубенштейн:
Хара́ктер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, сравнительно постоянных психологических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Психоаналитики включают в определение характера идею о развитии, травме и защитных механизмах. Характер является индивидуальным портретом, который отображает архетипические темы и личные травмы, а также то, с чем удалось справиться и то, от чего пришлось защищаться на том или ином этапе развития*.
*Нэнси Дж.Догерти, Жаклин Дж.Вест «Матрица и потенциал характера», 2014
Уникальное для каждого человека сочетание особенностей восприятия, переживания, мышления и поведения, которое составляет характер, обусловлено генами, функциональными особенностями мозга, а также его индивидуальным опытом взаимодействия со средой, в которой он рос и развивался.
Итак, характер – это способ пребывания человека в мире, возможность его проявления и коммуникации с окружением.
Существуют понятия тенденция и структура характера, которые имеют ряд четких отличий.
Тенденция характера
– это гибкое сочетание индивидуальных черт личности, определяющие склонности и стремления человека, способствующие его активности и развитию в определенном направлении. Тенденция характера находит отражение на всех уровнях развития личности: от самых низких биологических до наиболее высоких, каковыми является социальная направленность, а также духовных и символических, связанных с иерархией ценностей и смыслов человека.
В развитии тенденции характера прослеживается определенная логика, диктуемая индивидуальным развитием человека. Если у ребенка достаточно внешних и внутренних ресурсов, чтобы справиться с преградами на пути удовлетворения его потребностей, его защиты развиваются и становятся более зрелыми и гибкими. В этом случае встреча с преградой не будет травмой и даст возможность ребенку дальше осваивать разные психологические навыки на каждом этапе его развития. В результате личность станет более цельной, сложноорганизованной, динамичной, творческой, сильной, что даст человеку больше возможностей для проявления себя в мире и взаимодействия с ним.
Структура характера
(Другое название «травма характера» или акцентуация) – это жесткие взаимосвязанные и взаимозависимые между собой черты личности, некоторые из которых становятся ведущими, доминирующими, а другие – второстепенными. Структура характера развивается в результате сочетания наследственных, культуральных, врожденных факторов, влияния среды и травматического опыта, полученного в детстве.
Формирование структуры характера также будет зависеть от времени, степени и продолжительности стрессового воздействия.
Если у ребенка недостаточно внешних и внутренних ресурсов, чтобы справиться с преградой на пути удовлетворения его потребностей, его защиты остаются примитивными, ранними, архаичными и тормозят развитие. Опыт переживания неудовлетворенной потребности становится чрезмерным, приводит к травме развития и недостаточному освоению функции. Тогда индивидуальные черты будут использоваться как защита от травмы и станут ригидными.
Структура характера выстраивается и описывается через варианты адаптации и защиты, с помощью которых личность взаимодействует с миром. Структуру характера следует отличать от нарушения развития характера и расстройства личности.
В реальности, изучая характер клиента, мы можем обнаружить разные слои, где один может быть более дисфункциональным, а другой – более ресурсным и может служить компенсацией.
Выводы
Характер и структура характера иногда являются синонимами, а иногда “характер” – понятие более широкое по объему. Возможно удобнее использовать термин «характер», когда мы хотим описать конкретного “живого” человека, а не теоретический конструкт. В этом случае можно сказать: «В характере этого человека звучат вот такие-то темы…».
Иногда термин “структура характера” более предпочтителен, т.к. позволяет сосредоточиться только на сущностных признаках типа; акцентирует «системность» (т. е. мы смотрим на характер как на некую целостность, состоящую из множества элементов, находящихся друг с другом в определенных связях и отношениях).