Телесное осознование

Почему для изменения в голове важно работать с телом?

В ходе развития человек приобретает опыт, который кодируется в мозге и отражается в мышцах. В результате формируется Эго (осознающая часть личности), которое осваивает психологические функции, тесно связанные с физическими. Например, умение отстаивать свои границы или умение справляться со стрессом и т.д.  Таких навыков много. 

 

Жизненный опыт приобретается через переживания, мыслительные процессы, поведение и интеграцию этих процессов между собой. Например, когда мы осознаем свои переживания, понимаем свои побуждения, воплощаем свои идеи или находим способ выразить свои эмоции.  

Система кодов

Согласно Бодинамике в ходе развития складывается система кодов. Они бывают открытые, закрытые и нераскрытые (неисследованные).

Если контакт и взаимодействие со взрослыми оптимальны, то формируется открытый код. Ребенок может принять вызов, получить поддержку. В результате он переходит на новый уровень развития и может продолжать экспериментировать, приобретая новый опыт. 

Если ребенок встречается с отношением взрослого, которое не способствует оптимальному контакту, то интерес к освоению возможностей угасает и переход к новым уровням познания и развития тормозится. Формируется закрытый код.

Если возможности для актуализации потенциала не было, на него не обращали внимания, то он остается в латентном (скрытом, потенциальном) состоянии. В этом случае научение не тормозится, но не происходит оптимальным образом (некоторые ресурсы не осваиваются).

А поскольку ребенок любой новый опыт переживает, ощущает и осваивает через тело, то описанная система кодов запечатлевается не только в психике, но и в теле: в его форме, позе, способе движения т.е. согласно бодинамической теории в мышцах содержится отпечаток опыта человека.

Формирование Эго

Эго, которое в основе своей телесно, является структурой, способной интегрировать личный опыт. А решающую роль в формировании синтезирующей функции Эго играет сенсомоторное развитие (взаимосвязанное развитие восприятия и моторики), особенно в раннем возрасте.

Развитие происходит следующим образом:
Способность адаптироваться к новым стимулам является ключевым компонентом здорового Эго, в том числе телесного его компонента. 
 

На каждой стадии развития новые моторные способности обеспечивают новые возможности взаимодействия с миром и изменение сознания ребенка. Ребенок учится чувствовать свое тело, а затем чувствовать себя хорошо в нем.

Если определенные этапы развития не пройдены успешно, появляются когнитивные дефициты, которые способствуют формированию более жестких схем поведения и мышления или, наоборот, хаосу в мыслях, эмоциях и поведении.

 

Телесное осознование фокусируется на ощущениях, делая язык тела более понятным, а также соединяет ощущения и движения.

Работа с клиентом

Целью психолога и психотерапевта является усиление структуры Эго клиента. Этого можно добиться через развитие телесного осознавания, которое является мостом между мыслями, действиями и эмоциями.

Если телесное осознавание в результате различных психологических травм, полученных в течение жизни, оказывается искаженным или подавленным, то нарушается способность клиента к тестированию реальности, искажается образ себя, становится трудно различать внутреннее и внешнее.

Для каждой стадии развития присущи свои движения. Изучая их вместе с клиентом, мы можем обнаружить, что активируются импульсы и чувства, которые ранее не были осознанными. После выражения этих чувств, импульсов и проработки когнитивных вопросов, с ними связанных, нужно помочь клиенту выработать новые навыки и применить их в жизни.

Когда клиент исследует недоступные прежде для него движения, осознавая телесные ощущения, происходят структурные изменения в организации его тела и психики. Тогда у него появляется новый инструмент для контакта с миром.