Связь с Родом как фундамент жизни

В процессе изучения Биосинтеза я столкнулась со сложностью системы понятий с одной стороны, и с ее универсальностью и широтой – с другой. Фактически Биосинтез является чем-то большим, чем просто направление психотерапии. Это попытка описать и использовать в психотерапевтической практике фундаментальный взгляд на устройство человека и мира в их целостности и многообразии проявлений, учитывая наличие физического, энергетического, психологического и духовного уровней.

Погружаясь в изучение все глубже, я осознала, что помочь в понимании мне может культурно-историческое знание о человеке и мироустройстве, хранимое в мифах и легендах русского народа. Ведь сосредоточенное в них знание универсальное, глубокое и в тоже время образное, ясное и очень родное.

Итак, для того чтобы лучше понять основы Биосинтетического подхода, я попыталась сопоставить фундаментальные понятия Биосинтеза с символами славянской мифологии и провела между ними параллели. Результатом этой работы стала предлагаемая вниманию читателя статья.

Фундаментальные измерения жизни в Биосинтетическом подходе

В Биосинтезе человек рассматривается как многомерное существо, раскрывающее свой потенциал в непрерывном процессе развития. В этом процессе человек взаимодействует с миром. Различные аспекты такого взаимодействия называют полями жизненного опыта или фундаментальными измерениями жизни человека.

С точки зрения Биосинтеза существуют шесть фундаментальных измерений жизни человека: Потоки жизни, Поля жизни, Линии жизни, Истории жизни, Волны жизни и Жизненные ресурсы. Они взаимосвязаны между собой.

Потоки и Поля жизни являются аспектами процесса формирования личности. Этот процесс разворачивается в организующем поле, которое можно описать через Линии, Истории и Волны жизни, а также Жизненные ресурсы.

Символы древних славян и фундаментальные измерения жизни

Род в мировоззрении древних славян представляет собой интеграцию всего сущего. То есть интеграция происходит через связь с Родом, через ощущение и осознавание родства с Богами, Предками и Миром. Через Род человек вписан в Мир и связан с тремя планами бытия: верхним, средним и нижним мирами и всеми существами, населяющими эти миры. Эта связь дает безграничные силы для жизни, восстановления и развития. Живя в ладу с собой и окружающим Миром, живя Правдою по законам предков, возможно оставаться здоровым и сильным всю свою жизнь и передать эту силу и здоровье потомкам. Это и есть великие Ресурсы жизни, как их называют в Биосинтезе. Жизненные ресурсы обеспечивают способность к физическому и психическому восстановлению, а также дают возможность увеличить потенциал развития.

Потоки жизни:

Потоками жизни в Биосинтезе называют три потока энергии человека: эмоционально-чувственный, двигательный и мыслительный. Они соответствуют трем слоям, из которых развивается плод: эндодерме, мезодерме и эктодерме.

Можно рассмотреть три потока, описанные в Биосинтезе, как три мировых плана в представлениях древних славян: Правь – эктодерма – законы, которые боги завещали людям, идеальный план. Явь – мезодерма – проявленный мир, в котором существует человек в своем теле и со своими возможностями, план осознанных действий. Навь – эндодерма – мир предков, чувственный поток, темный, не всегда осознанный. Интеграция этих трех планов – путь к естественному и здоровому существованию.

Поля жизни (опыта), связанные в Биосинтезе с энергетическими центрами:

В Биосинтезе Полями жизни называют уровни, на которых человек может взаимодействовать с Миром, выражая себя и приобретая жизненный опыт. Эти уровни соответствуют энергетическим центрам, размещенным вдоль позвоночного столба: корневому, харе, солнечному сплетению, сердечному, горловому, зрительному и коронному.

Символами этих центров у древних славян могут являться божества и мифологические существа.

Корневой центр связан с выживанием. Его функцией является «укоренение». Символами Корневого центра можно считать Род и Мать Сыру Землю, поскольку оба эти божества связаны с укоренением как в переносном (связь с предками), так и в прямом (символ плодородия) смыслах.

Хара связана с эмоциональной насыщенностью и сексуальностью. Ее может символизировать: Жива (животворящая сила, олицетворение весны), Марена (богиня зимы и перехода), Велес (бог богатства и благополучия, хозяин дикой природы, бог перехода из мира Яви в мир Нави).

Солнечное сплетение связано с ощущением собственной силы, границами и обязанностями. Его может символизировать Ярило (солярный т.е. связанный с солнцем бог весны, страсти и плодородия).

Сердечный центр – это центр гармонии с собой и миром. Он связан с возможностью устанавливать связи. Его может символизировать Лада – богиня любви и красоты. Ладом называли весь строй жизни, который предполагает гармонию и тепло.

Горловой центр отвечает за коммуникацию и звучание. Его в различных аспектах могут символизировать птицы Гамаюн, Сирин и Алконост, певец Боян и Кот Баюн.

Зрительный центр связан с возможностью смотреть и видеть, а также с воображением и интуицией. Этот центр могут символизировать Даждьбог (бог плодородия и живительной силы, олицетворение небесного света) и Перун (бог грозовых туч, грома и молнии; бог-управитель, карающий за неисполнение законов).

Коронный центр отвечает за связь с миром, ощущение себя частью чего-то большего. Это центр интеграции. Его могут символизировать: Стрибог (повелитель воздушных стихий, владыка ветров), Семаргл (бог огня и луны, дома и очага, хранитель семян и посевов) и Сварог (символ мудрого отца-воина, покровителя рода).

Линии жизни:

Линии жизни в Биосинтезе – это сеть отношений или система связей, в которую вовлечен человек. Как уже говорилось выше, человек вписан в мир и связан со всеми тремя его планами.

У каждого человека есть доступ к жизненным токам Рода. Если представить себе образ дерева как символ жизненной системы человека, то через корневую систему (предков) он может быть связан и обмениваться информацией с животворными токами Рода. Также путем родства человек связан с окружающим миром: природой, животными (помощниками, братьями меньшими), людьми (семьей, деревней, родом, другими людьми на земле), Землей-Матушкой (родным краем).

Эта картина мира отражалась в образе жизни древних славян. Жили они небольшими семейными поселениями, которые строили, используя для укрепления естественный природный ландшафт (в лесах, при реках и озерах). Занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, ремесленным трудом, а также охотились на зверя, собирали ягоды, грибы и коренья.

Большая территория позволяла славянам жить далеко друг от друга и менять место жительства. Иностранные писатели говорят, что славяне часто меняли место жительства, что было следствием постоянной опасности, которая грозила им и от своих родовых усобиц, и от нашествий чуждых народов. Привычка довольствоваться малым и готовность покинуть жилище сплачивала родовую общину и закаляла людей.

Родовой быт определял стратегию защиты и ведения войны: славяне сражались с врагами в узких и непроходимых местах, лесах, нападали внезапно, использовали хитрость.

Ведя простой образ жизни, славяне были здоровы, крепки, легко сносили холод и жар, недостаток в одежде и пище, что отражалось в их внешнем виде и телосложении. Славяне были высоки ростом, статны, с белой кожей, длинными темно-русыми волосами и румяным лицом.

Истории жизни:

Истории жизни в Биосинтезе – это воспоминания, фантазии и представления о своем прошлом и будущем, а также сны, желания и планы.

В культуре древних славян истории жизни отражаются в народных сказках, в представлениях о Правде и Кривде, а также о судьбе.

Народные сказки

Истории о жизни древних славян запечатлены в сюжетах народных сказок. Все эти сказки можно разделить на три вида: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.

1. Сказки о животных – один из древнейших видов русских сказок. Мир животных в сказках изображает мир человеческий, где животные олицетворяют человеческие пороки в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

2. Волшебные сказки тесно связаны с мифологическими представлениями славян. Герой волшебной сказки – мужественный и бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, побеждает и завоевывает свое счастье, проходя путь развития от Ивана-дурака до Ивана-царевича. Герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Кроме них на помощь приходят чудесные средства: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и другие.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: “Ни в сказке сказать, ни пером описать”. Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – образы, олицетворяющие силы, необходимые для прохождения инициации, «пограничники» или представители другого мира (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч и т.д.). Они неоднозначны и могущественны. Некоторые из них обладают своеобразным чувством юмора.

3. Бытовые сказки описывают семейно-бытовые события каждодневной жизни. Здесь действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др.

Путь Правды и Кривды

В славянской мифологии Правда и Кривда противопоставляются друг другу, как: свет – тьма, доля – недоля, правое – левое. Это путь, который выбирает человек в своем путешествии по жизни. Правда – прямой и честный жизненный путь, Кривда – повороты судьбы, удачи и неудачи, сменяющие друг друга.

В древнерусском апокрифическом тексте «Голубиная книга» описывается битва между Правдой и Кривдой, где Правда побеждает, но не все так однозначно и просто.

Кривда – это скорее некая искривленная правда, правда самой жизни, а не ее идеального плана. Суть ее позиции – проверка посылов «высшей» правды на прочность. Правда исходит из соображения о том, как должно быть, в то время как Кривда – из того, как есть, из того, что испытано жизнью. Таким образом, при всех явных предпочтениях, отдаваемых Правде, ее прямоте, бесхитростности и простоте, русские сказки и пословицы достаточно лояльны по отношению к некоторым формам обмана, хитрости и лукавства. Слово «кривда» изначально содержит в себе пространственную семантику кривого, окольного пути. Слово «правда», будучи производным от слова «право», связано ̆с понятиями закона и правосудия. Таким образом, в изначальном смысле слова кривда не является прямым отрицанием правды (права, закона), а скорее указывает на ее искаженное истолкование. Разделение правды и действительности порождает на уровне практической жизни смещение в сторону кривды. Если правды нет на земле, то из этого с необходимостью следует, что «у каждого Павла своя правда». Пропасть между правдой как возвышенным объектом идеального мира и реалиями жизни заполняет ее заместитель в миру – кривда.

Таким образом в битве Правды и Кривды отражается ощущаемая людьми хрупкость равновесия между земным и небесным мирами.

Судьба

Макошь – богиня судьбы. В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ. Макошь или Великая Ткачиха держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь может в любую секунду оборвать любую нить или изменить ход ее движения. У Макоши есть две помощницы – это богини Доля и Недоля. Когда Макошь прядет очередной пласт мироздания, Доля и Недоля поочередно касаются разных нитей, определяя, таким образом, судьбы людей (или отдельных временных этапов жизней этих людей). Доля приносит счастливые события, а Недоля – несчастья и неудачи.

Таким образом, в основе жизни каждого человека лежит божественная нить Макоши. Тем не менее древние славяне считали, что человек сам день за днем сплетает из этой нити свое кружево, а значит сам влияет на то, как складывается его жизнь, рассказывая свою историю.

Волны жизни:

Волны жизни в Биосинтезе – это стадии раскрытия и развития потенциала человека в течение его жизни, обозначаемые ритуалами перехода.

Идея, заключающаяся в понятии «волны жизни», очень близка идее цикличности.

У древних славян есть символ, который воплощает идею цикличности жизни, основанную на отношениях с Солнцем – коловрат. Название знака произошло от двух корней «коло» – солнечный круг и «врат» – вращение, движение. Таким образом, слово «коловрат» означает вращение солнца, движение светила по небесному своду. Использование солярной символики древними славянами обусловлена тем, что их жизнь была прочно связана с солнечным круговоротом.

Воплощая собой светлую, животворящую силу Солнца, коловрат вместе с этим символизирует непрерывное движение и изменчивость мира.

Время

Течение жизни, ее волны, определяется природными циклами, основанными на сменяющих друг друга временах года, от которых зависят особенности жизни и деятельность людей. Таким образом время связано с природой.

Важнейшие понятия в такой системе цикличного времени: круг (коло) – вечное повторение и возрождение (умирание и воскрешение), чередование «день-ночь», «лето-зима», и порядок вращения круга (что за чем идет).

Путем наблюдений за природно-хозяйственной жизнью формировался народный календарь русской природы, основанный на солнечно-лунных циклах. Ключевыми точками в нем являются особые даты летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия (приметные дни). Солнечные циклы определяют четыре главных праздника. Лунные циклы «управляют» больше хозяйственно-бытовой деятельностью людей и тесно связаны с почитанием предков.

Главные идеи праздников – почитание предков и плодородия земли. Каждый из них несет в себе положительно заряженную энергию народа, творческое наполнение в виде традиционных обрядовых действ.

Кроме природных циклов с Волнами жизни связан индивидуальный жизненный путь человека от рождения до смерти, который можно условно разделить на четыре стадии: детство, юность, зрелость и старость. Эти стадии универсальны для всех людей на земле. На каждой из них перед человеком ставятся свои задачи, достижение которых может стать переходом на следующий жизненный этап. Переход на каждый новый жизненный этап также сопровождался обрядом.

Заключение:

Как мы видим, все шесть фундаментальных измерений жизни человека, описанных в Биосинтезе, нашли свое отражение в культуре и образе жизни древних славян.

Жизненные потоки, в тесной взаимосвязи друг с другом, образуют три плана внутреннего мира человека. Боги и мифические существа символизируют Поля жизни т.е. различные уровни и аспекты взаимодействия человека с окружающим миром. Так через формирование внутреннего мира и развитие разноуровневой системы адаптации к внешнему миру можно описать процесс формирования личности.

Этот процесс разворачивается в организующем поле, которое создают:

Все четыре элемента взаимосвязаны между собой и создают организующее поле для формирования личности человека.

В центре мифологии древних славян стоит Род, через который человек связан с богами, предками, другими людьми и природой в целом. Древние славяне придавали огромное значение его силе и считали ее целебной.

Более подробно о представлениях древних Славян и соотнесении функций древнеславянских божеств и героев с Полями Жизни в Биосинтезе Вы можете прочитать в моих статьях “Знакомство со Славянами и их представлением о мироустройстве” и “Функции Славянских божеств и мифологических существ, а так же их связь с Полями Жизни в Биосинтезе “.