Личность в бодинамике
В бодинамической системе считается, что движущей силой развития ребенка является поиск баланса между установлением взаимной связи со значимыми людьми и сохранением собственного достоинства.
Процесс развития делится на 7 стадий: существования, потребности, автономии, воли, любви/сексуальности, мнений и, наконец, солидарности/проявления своих интересов. Ключевыми также являются внутриутробный период, процесс рождения и подростковый период.
Ребенок постепенно осваивает различные жизненные темы и необходимые для жизни функции.
Приобретенный в ходе всего развития опыт кодируется в виде определенной конфигурации структур характера, каждая из которых имеет раннюю, позднюю и здоровую позиции. Такую конфигурацию можно назвать профилем характера.
Эго-функции
В результате формируется Эго, имеющее характерные особенности, отраженные в профиле характера, и способы функционирования или эго-функции.
Выделяют 11 эго-функций:
- Связь,
- Позиционирование,
- Центрирование,
- Границы,
- Заземление и тестирование реальности,
- Социальный баланс,
- Когнитивные навыки,
- Управление энергией,
- Самоутверждение (отстаивание своих прав),
- Паттерны межличностных навыков,
- Гендерные навыки.
С каждой структурой характера и эго-функцией связаны определенные группы мышц, в которых закодирован приобретенный опыт в виде гипо-, гипер- отзывчивости или нормального ответа.
Эго имеет несколько аспектов или уровней: телесный, индивидуальный, ролевой и наблюдающий.
Личность
Личность, согласно бодинамическим представлениям, постепенно формируется из нескольких последовательно развивающихся уровней, которые в дальнейшем становятся ее аспектами:
- Пред-Я;
- Эго телесное;
- Эго индивидуальное;
- Эго ролевое;
- Эго наблюдающее;
- - Большее или Высшее Я, который на мой взгляд можно отнести к надличностному уровню.
Пред-Я
Пред-Я имеет инстинктивную природу, рефлекторный и автоматический принцип функционирования, в основе которого лежат подкорковые уровни организации поведения. Этот аспект личности активируется тогда, когда человеку необходимо быстро реагировать, и времени на осознавание и обдумывание нет. Таким образом Пред-Я включает в себя функции и процессы, которые не контролирует Эго.
Пред-Я использует знания, полученные на генетическом уровне, реализует инстинктивное и рефлекторное поведение, а также задействует автоматизированные навыки т.е. навыки, сформировавшиеся в результате частого повторения (например, бег или езда на машине).
Телесное Эго
Телесное Эго начинает формироваться во внутриутробном периоде. Его основы закладываются до 4 лет, хотя, как и другие аспекты Эго, продолжает развиваться в течение всей оставшейся жизни человека, поскольку тело приобретает новый опыт и меняется с возрастом.
Телесное Эго отвечает на вопрос: «Кто я?» и формирует ядро личности (или ядерную идентичность).
Телесное Эго включает в себя ощущения того:
– что человек воплощен в этом мире с помощью тела,
– что у него есть потребности, связи, импульсы и границы, которые он может почувствовать также через тело.
Этот уровень является основанием бытия кем-то физически воплощенном в реальном мире.
Индивидуальное Эго
Индивидуальное Эго начинает развиваться с 2 лет и приобретает основные черты к 10 годам.
Индивидуальное Эго отвечает на вопрос: «Что я из себя представляю?» и формирует следующий уровень личностной идентичности. На этом уровне ребенок исследует свои предпочтения и склонности: с какими людьми он проводит время, а каких избегает, какую активность и игры любит, а какие ему не нравятся, какую пищу он любит, а какую терпеть не может и т.д. Ребенок постепенно приобретает свою позицию в группе и по отношению к миру.
Ролевое Эго
Ролевое Эго начинает развиваться примерно в 3,5 года. В этом возрасте наиболее важным для развития ребенка является понимание им социальных норм, правил и ценностей. Это также время, когда в активном взаимодействии с окружением оформляются жизненные цели, делаются выборы, а также реализуются способности ребенка, продвигающие его к достижению целей.
Ролевое Эго отвечает на вопросы: «Что я могу делать в этом мире, в чем мое предназначение?», «Какие роли я играю?»; а также решает задачи встраивания в социум и нахождения в нем комфортного для себя места.
Ролевое Эго в основном формируется к 14 годам. В пубертате и юношестве оно может подвергаться мощным трансформациям и меняться до 21 года.
Наблюдающее Эго
Наблюдающее Эго начинает развиваться около 4,5 лет. В этом возрасте появляется способность выходить за пределы конкретной ситуации и смотреть на нее со стороны, не вовлекаясь; анализировать происходящее и делать выводы на основе проведенного анализа.
Большее Я или Высшее Я
Большее Я или Высшее Я использует информацию из коллективного бессознательного и духовных уровней сознания. Состояния, связанные с Большим Я, характеризуются спокойствием и ясностью, принятием и мудростью, сопровождаются энергией высокой интенсивности, а также дают доступ к новому знанию и новой силе.
Таким образом можно заключить, что личность формируется на основе раскрытия генетического потенциала, психо-моторного развития и взаимодействия с окружением; имеет сложную организацию и ряд функциональных особенностей на каждом уровне.