Личность в бодинамике

В бодинамической системе считается, что движущей силой развития ребенка является поиск баланса между установлением взаимной связи со значимыми людьми и сохранением собственного достоинства.

Процесс развития делится на 7 стадий: существования, потребности, автономии, воли, любви/сексуальности, мнений и, наконец, солидарности/проявления своих интересов. Ключевыми также являются внутриутробный период, процесс рождения и подростковый период.

Ребенок постепенно осваивает различные жизненные темы и необходимые для жизни функции.

Приобретенный в ходе всего развития опыт кодируется в виде определенной конфигурации структур характера, каждая из которых имеет раннюю, позднюю и здоровую позиции. Такую конфигурацию можно назвать профилем характера.

Эго-функции

В результате формируется Эго, имеющее характерные особенности, отраженные в профиле характера, и способы функционирования или эго-функции.

 

Выделяют 11 эго-функций:

С каждой структурой характера и эго-функцией связаны определенные группы мышц, в которых закодирован приобретенный опыт в виде гипо-, гипер- отзывчивости или нормального ответа.

 

Эго имеет несколько аспектов или уровней: телесный, индивидуальный, ролевой и наблюдающий.

Личность

Личность, согласно бодинамическим представлениям, постепенно формируется из нескольких последовательно развивающихся уровней, которые в дальнейшем становятся ее аспектами:

Пред-Я

Пред-Я имеет инстинктивную природу, рефлекторный и автоматический принцип функционирования, в основе которого лежат подкорковые уровни организации поведения. Этот аспект личности активируется тогда, когда человеку необходимо быстро реагировать, и времени на осознавание и обдумывание нет. Таким образом Пред-Я включает в себя функции и процессы, которые не контролирует Эго.

Пред-Я использует знания, полученные на генетическом уровне, реализует инстинктивное и рефлекторное поведение, а также задействует автоматизированные навыки т.е. навыки, сформировавшиеся в результате частого повторения (например, бег или езда на машине).

Телесное Эго

Телесное Эго начинает формироваться во внутриутробном периоде. Его основы закладываются до 4 лет, хотя, как и другие аспекты Эго, продолжает развиваться в течение всей оставшейся жизни человека, поскольку тело приобретает новый опыт и меняется с возрастом.

 

Телесное Эго отвечает на вопрос: «Кто я?» и формирует ядро личности (или ядерную идентичность).

 

Телесное Эго включает в себя ощущения того:

 

– что человек воплощен в этом мире с помощью тела,

– что у него есть потребности, связи, импульсы и границы, которые он может почувствовать также через тело.

 

Этот уровень является основанием бытия кем-то физически воплощенном в реальном мире.

Индивидуальное Эго

Индивидуальное Эго начинает развиваться с 2 лет и приобретает основные черты к 10 годам.

 

Индивидуальное Эго отвечает на вопрос: «Что я из себя представляю?» и формирует следующий уровень личностной идентичности. На этом уровне ребенок исследует свои предпочтения и склонности: с какими людьми он проводит время, а каких избегает, какую активность и игры любит, а какие ему не нравятся, какую пищу он любит, а какую терпеть не может и т.д. Ребенок постепенно приобретает свою позицию в группе и по отношению к миру.

Ролевое Эго

Ролевое Эго начинает развиваться примерно в 3,5 года. В этом возрасте наиболее важным для развития ребенка является понимание им социальных норм, правил и ценностей. Это также время, когда в активном взаимодействии с окружением оформляются жизненные цели, делаются выборы, а также реализуются способности ребенка, продвигающие его к достижению целей.

 

Ролевое Эго отвечает на вопросы: «Что я могу делать в этом мире, в чем мое предназначение?», «Какие роли я играю?»; а также решает задачи встраивания в социум и нахождения в нем комфортного для себя места.

Ролевое Эго в основном формируется к 14 годам. В пубертате и юношестве оно может подвергаться мощным трансформациям и меняться до 21 года.

Наблюдающее Эго

Наблюдающее Эго начинает развиваться около 4,5 лет. В этом возрасте появляется способность выходить за пределы конкретной ситуации и смотреть на нее со стороны, не вовлекаясь; анализировать происходящее и делать выводы на основе проведенного анализа.

Большее Я или Высшее Я

Большее Я или Высшее Я использует информацию из коллективного бессознательного и духовных уровней сознания.  Состояния, связанные с Большим Я, характеризуются спокойствием и ясностью, принятием и мудростью, сопровождаются энергией высокой интенсивности, а также дают доступ к новому знанию и новой силе.

 

Таким образом можно заключить, что личность формируется на основе раскрытия генетического потенциала, психо-моторного развития и взаимодействия с окружением; имеет сложную организацию и ряд функциональных особенностей на каждом уровне.