Границы

Одним из важнейших навыков психотерапевта является управление границами. Этот навык необходим на любой стадии психотерапевтического процесса, начиная с выстраивания рамки работы с клиентом на первой сессии и заканчивая прощанием и отсоединением на заключительной встрече.

Что такое границы и как они формируются?

Границы Я – психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий. Виды:

– “внутренние границы Я” разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного.

– “внешние границы Я” выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информации из внешнего мира, позволяя оценивать ее в соответствии с принципом реальности.[1]

[1] Психологическая энциклопедия

Психологические границы — это понимание собственного «я» как отдельного от других, а также осознание других людей такими же носителями отдельного «я» субъектами. Иначе также называются личными границами. Они зависят от структуры и содержания Я-концепции. (Википедия)

Долгое время мы с коллегами изучали эго-функцию «Границы» в рамках обучения бодинамике, а затем в рамках исследовательского проекта «Собборус – Анатомия движения» под руководством Натальи Королевой. Проект проходил при активной поддержке сообщества «Собборус», руководителем проектной деятельности которого я являюсь. По итогам деятельности этого проекта были написаны несколько статей, опубликованных на сайте сообщества «Собборус». Данная статья написана на основе выдержек из статьи «Описание эго-функции Границы в результате работы проекта «Собборус – Анатомия движения. Добавления к бодинамическому взгляду».

В бодинамике термин “установление границ” понимается как способность ясного различения того, «что есть я» и того, «что не я». По итогам исследовательского проекта участники давали следующие определения границ:

Но есть и противоположный взгляд, что границы возникают в контакте с другими людьми, и без взаимодействия с ними человек не может ощущать свои границы.

Формирование границ

Первыми границами между внешним и внутренним пространствами являются мембраны и оболочки (фильтры) т.е. границы есть уже на клеточном уровне.

 

Можно предположить, что формирование границ начинается с формирования женских и мужских клеток, их встречи и взаимодействия. Консервативная и оперативная функции гамет и выполняемые ими задачи (сохранение, защита, устойчивость, стабильность, надёжность, проницаемость, восприимчивость и т.д.) имеют свои параллели в характеристиках и функциях психологических границ.

Во время развития эмбриона в матке процесс формирования границ продолжается т.к. необходимо наладить обменные процессы между организмом матери и плодом.

Согласно идее бодинамической системы о развитии навыков или аспектов Эго установление границ проходит четыре стадии. Самая ранняя форма границ, которую научается чувствовать ребенок, ощущая свою кожу – Физические границы

Границы личного пространства – так называемые Личные или Энергетические границы – начинают развиваться в начале периода раннего детства.  Способность чувствовать свое личное пространство как отдельное от личного пространства других людей приобретается при оптимальном развитии, начиная с 2-3 лет и далее.

Границы территориального пространства (Территориальные границы) начинают развиваться с 3 лет, когда дети научаются распознавать и прояснять свои границы с различными предметами, географическими объектами (например, ямами, впадинами, пещерами) и различными видами собственности. Границы такого рода являются явными и очевидными, в отличие от невидимых энергетических.

Эти четыре стадии определяют четыре соответствующих подраздела эго-функции Границы. Пятый подраздел называется «Создание собственного пространства». Он связан со способностью создавать собственное пространство в социальных контактах, занимать место, заполнять его.

Все эти стадии и темы психологического развития напрямую связаны с созреванием мышечной системы и развитием двигательных функций. Так, в бодинамике эмпирически выявлена связь Физических границ – с кожей и пупком; Личных (Энергетических) границ –  с медиальными и внутренними мышцами бедра (промежуточной и медиальной широкими мышцами бедра  – Vastus Intermedius и Vastus Medialis); Территориальных границ – с внешней или латеральной мышцей бедра (Vastus Lateralis); Социальных границ – с передней наружной мышцей бедра, которая называется прямая мышца бедра (Rectus Femoris); Создания пространства для себя в социальных контактах – с дельтовидными  мышцами (Deltoids).

Качества границ

Границы имеют ряд качеств. Среди них такие, как:

Выраженность того или иного качества будет зависеть от генетики и индивидуального опыта, приобретенного в ходе развития.  

Оптимально сформированные (здоровые) психологические границы, как нам представляется, обладают всеми перечисленными выше характеристиками. Эти характеристики делают границы управляемыми и помогают человеку сохранять свою внутреннюю атмосферу, поддерживать стабильность и устойчивость собственного «Я», адаптируясь к меняющимся внешним условиям.

Если границы ригидны и выражен только один полюс качества, функционирование границ нарушается и возникают проблемы на разных уровнях (кожные заболевания, симбиотические отношения, неспособность к близости, «бездомность» и т.д.).

Здоровые границы помогают человеку быть в контакте с собственным достоинством и во взаимной связи с другими людьми. Они позволяют выбирать: быть в контакте с другими или наедине с самим собой; когда, где, с кем и на какой дистанции взаимодействовать, позволяют регулировать степень открытости, а также устанавливать, поддерживать и завершать контакты, что обеспечивает легкость общения. Здоровые границы дают человеку возможность распознавать, какие стимулы, приходящие из внешнего мира, впускать и интегрировать в свой внутренний мир для саморазвития, а что необходимо оставлять за их пределами для обеспечения целостности личности и не нанесении себе вреда. 

Наличие здоровых границ переживается человеком как состояние внутреннего равновесия, уверенности и гармонии. Они позволяют чувствовать себя комфортно в своем внутреннем мире; создавать, обустраивать и занимать пространство в реальности, в контакте с другими людьми, в группе.

Границы определяют поле возможностей, потребностей и поведения человека. Осознание собственных границ дает возможность человеку понять, кто он и на что способен, уважать себя и других.

Функции границ

Границы используются в качестве фильтра, настроенного на распознавание совместимости пришедшего извне с внутренней атмосферой и полезности/вредности для атмосферы и ядра (что обеспечивается восприимчивостью и адекватностью).

Границы используются для:

Если границы – это то, что отделяет «я» от «не я», «мое» от «не мое», важно понять, что же находится внутри границ, что они, собственно, защищают. Является ли то, что оберегается «моим»? Ведь то, что находится внутри личной территории, так же важно, как то, что располагается за ее пределами.

С одной стороны человек взаимодействует с внешним миром посредством кожи и других органов чувств, с другой – со своим внутренним миром с помощью ощущений от внутренних органов. Промежуточный мышечный слой помогает человеку связать эти миры друг с другом.

Для работы с психологическими границами необходимо обратить внимание на две «базовые» эго-функции: Центрирование – как наполнение границ и ощущение собственной ценности, а также Заземление и тестирование реальности – как контакт с действительностью, с состоянием «меня» и «другого» «здесь и сейчас», что позволяет адекватно и соразмерно реагировать на стимулы среды и реализовывать другие функции границ

Получение опыта дифференцирования мышц нашего тела, относящихся к границам, осознавание их включенности в движение может служить основанием для создания представления о своей границе как о более сильной, прочной и сложно-организованной.

Более точные ощущения своих границ, а также представления об их устройстве и функционировании помогает психотерапевту успешно использовать границы в качестве инструмента в работе с клиентом.