Кое-что о мозге
Василь Василич и создание воспоминаний
«Как ты знаешь, я работаю над предположением, что содержимое следа памяти подвергается время от времени реорганизации под влиянием свежих обстоятельств – ретранскрипции.
Принципиально новым в моей теории является тезис, что память закладывается не единожды, а на протяжении ряда эпизодов ее востребования.»
Зигмунд Фрейд в письме другу Вильгельму Флиссу (1897г.)
Память – это способность системы воспроизводить прошлое состояние своей активности.
Из лекций Константина Владимировича Анохина
Для создания внутреннего спокойствия и благополучия важно какие воспоминания хранит наша память. Как они звучат, выглядят, пахнут? Какой эмоционально-чувственный фон с ними связан? Какое знание о жизни, о других и о себе в них содержится?
Чтобы что-то запомнить, нужны: новизна, эмоция и повторы.
Новизна сулит перспективы для познания мира и развития, эмоция говорит о значимости происходящего, а повторы необходимы для закрепления опыта.
Память фиксируется или, выражаясь научным языком, консолидируется по мере ее извлечений. При каждом извлечении мозг активен, поэтому корректнее называть этот процесс реконструкцией.
Дело в том, что невозможно одинаковым образом вспомнить эпизод жизни т.к. в момент извлечения эпизода человек будет в другом состоянии, с другой степенью активности, с другим жизненным опытом. Все это внесет свои коррективы в воспоминание, и оно закрепится уже иначе.
Нейробиологами экспериментально было обнаружено, что память можно изменить в момент ее извлечения. Для этого нужны новые стимулы, которые по-новому свяжутся с хранящейся информацией. Каждая новая реконструкция сопровождается переукладкой с учетом нового опыта.
Почему эта информация важна для психотерапевтов?
Давайте представим, что у некого Василь Василича (это, как вы понимаете, вымышленный персонаж) в жизни случилось новое, яркое, значимое событие. Допустим, он сильно поругался со своим сыном. Василь Василич никак не может справиться с этим событием, прокручивая у себя в голове разговор с сыном снова и снова.
Поскольку наш герой находится в отчаянии, растерян и подавлен, то есть большой риск того, что с каждым новым повторением воспоминание станет для него все тяжелее и негативнее. К нему добавляется усталость, бессилие, злость и чувство вины, которые Василь Василич переживает в момент воспоминания и не испытывал в момент разговора. Все это накрепко переплетается с запахом холодного кофе и серым пультом от телевизора на столе в кухне, где Василь Василич находится в момент воспоминаний. Оно пропитывается ощущением одиночества и брошенности поскольку повтор события происходит наедине с самим собой. Культивируется отчаяние, появляется ощущение ловушки. Эпизод обрастает резкими фразами, которые не были произнесены на самом деле, драматическими интерпретациями слов и интонаций, жестов и взглядов. Буквально создается негативное воспоминание и закрепляется в худшей версии. Впоследствии его можно будет назвать травматическим.
Теперь давайте рассмотрим другое развитие событий. Допустим Василь Василич нашел в себе силы и обратился за помощью. Он рассказывает эту историю внимательному психологу, называет свои чувства и ощущения. Психолог, находящийся в спокойном состоянии, поддерживает доброжелательную атмосферу, задает вопросы, интересуется физическим и эмоциональным состоянием самого Василь Василича, просит рассказать эту историю от имени сына. История обретает контекст, становится шире переживания, в которое попал Василь Василич. Появляется новый взгляд, рождающий новые ассоциации и идеи. Кроме того, психолог помогает в регуляции эмоционального и физического состояния, находится с Василь Василичем в плотном контакте, не дает замкнуться.
В процессе такого взаимодействия происходит достраивание воспоминания и его закрепление уже на фоне контакта и с расширенным контекстом. Могут быть расставлены акценты, которые помогут Василь Василичу справиться со своими переживаниями. К этому воспоминанию добавится выражение лица и интонации в голосе психолога, ощущение безопасности в кабинете и мягкой подушки в руках. При этом есть шанс, что тяжелый материал будет переработан, а воспоминание, не смотря на его сложность, не станет травматическим т.е. разрушительным для внутреннего мира Василь Василича и его отношений с сыном.
В обоих случаях в момент извлечения эпизода происходит реактивация воспоминания и реконструкция опыта. На то, как в итоге уложится воспоминание, решающим образом будет влиять внутреннее состояние и внешние условия, в которых будет находиться человек в момент воспоминания.
Ну а что же происходит в мозге?
Попробую описать пока общими мазками, а в следующих заметках уже буду раскрывать и уточнять. А еще по секрету скажу, что полного понимания мозговых механизмов памяти на данный момент в науке нет. Зато есть много интересных загадок и вопросов.
В момент приобретения нового значимого опыта активируются нейроны гиппокампа и энториальной коры. Эти зоны имеют важнейшее значение для формирования эпизодической и пространственной памяти.
Для справки: эпизодическая память или память, хранящая эпизоды индивидуального опыта, называется автобиографической.
После многократных повторений этого уникального эпизода жизни, образуются связные ансамбли нейронов, в которых будет закодирована последовательность событий этого эпизода. Проигрывания эпизода тренируют нейронную сеть по механизмам совпадения нейронных ансамблей и их связи друг с другом, когда восстанавливается последовательность событий. Проигрывания происходят в состоянии сна или во время занятия обычными делами в состоянии бодрствования. Они могут быть осознанными и бессознательными, намеренными и спонтанными, вербальными или ментальными.
В момент проигрывания повторяется та последовательность активности нейронов, которая участвовала в эпизоде жизни, но к ней присоединяются и активности других групп клеток, которые в момент события не работали. В результате появляется более распределенная ассоциативная сеть, которая и фиксируется заново (реконсолидируется).
Итак, поскольку во время извлечения воспоминания на сессии происходит запись новой его версии с потерей первоначальной, психологам и психотерапевтам важно учитывать, что вопросы и атмосфера, интерпретации и интервенции могут повлиять на то, что и как запомнит клиент.