Супервизия
Приветствую вас на странице, посвященной супервизии!
Здесь я представлю свой взгляд на супервизию и буду его постепенно развивать, анализируя свой опыт и опыт коллег, а также опираясь на теоретические аспекты из разных подходов психотерапии, которые сочту важными и полезными.
На данный момент провожу супервизию для телесно-ориентированных психотерапевтов в групповом и индивидуальном форматах.
Записаться можно в телеграмм или воцап.
Определение, функции и базовые принципы
С одной стороны, супервизия – профессиональная поддержка и обратная связь более опытного и не вовлеченного в процесс терапии коллеги, а с другой, супервизия – среда для профессионального роста и развития терапевта, который может наполнять эту роль своими качествами и способностями, постепенно открывая себя и свою уникальность.
Функции супервизии:
- обеспечение большей безопасности процесса психотерапии,
- профессиональная помощь и поддержка терапевта в сложных ситуациях,
- профилактика профессионального выгорания терапевта,
- помощь в присвоении терапевтом результатов его работы,
- обеспечивание роста и развития терапевта.
Базовые принципы супервизии:
- глубина,
- широта взгляда,
- системность,
- опора на:
- здравый смысл,
- уважение,
- человечность,
- профессиональные компетенции.
Супервизор и его основные компетенции
Супервизор – представитель одного или нескольких психотерапевтических подходов, осуществляющий сопровождение терапевта в ведении клиентов.
Супервизор обладает глубокими теоретическими знаниями и имеет значительный опыт работы. Он способен к дружественному сотрудничеству и «тройному присутствию» т.е. одновременному контакту с собой, терапевтом и клиентом, которого представляет терапевт.
Общие компетенции супервизора:
- способность сохранять метапозицию и широкий взгляд на представляемый терапевтом случай, а также взаимодействие клиента и терапевта,
- способность держать дистанцию и стремление к объективности,
- способность к системному клиническому мышлению,
- способность видеть множественные контексты и слои,
- способность анализировать перенос и динамику клиента, а также контрперенос терапевта,
- умение распознать основной (ядерный) процесс клиента и его источники,
- способность видеть травмы, защиты и ресурсы клиента,
- способность держать дистанцию и стремление к объективности,
- понимание стратегии и тактики терапии в опоре на диагностику, а также способность дать прогноз,
- использование не только логики, но и интуиции,
- способность к творчеству и сохранение любопытства,
- умение давать корректную, уважительную обратную связь,
- способность видеть и возвращать терапевту его сильные и слабые стороны,
- способность к провокации и поддержке терапевта,
- навыки стрессоустойчивости и саморегуляции,
- умение создавать дружественную атмосферу.
Кроме этого, супервизор характеризуется личностной зрелостью и руководствуется этическим кодом.
Специфические компетенции супервизора в биосинтетическом подходе:
- свободное владение биосинтезом, оперирование биосинтетической терминологией,
- умение считывать атмосферу, а также использовать контактные каналы,
- способность к анализу клиентского случая с помощью биосинтетических концепций и принципов,
- владение диагностикой в опоре на биосинтетическую скульптуру: жизненных полей, потоков, историй, волн, линий и жизненных ресурсов,
- способность видеть пульсацию и ее нарушения (полярности и дуальности),
- способность различать проявления внутреннего и наружного слоев личности клиента и терапевта,
- способность к резонансу, сонастройке и отстройке от случая и терапевта,
- способность воспринимать клиента через вербальные и невербальные проявления терапевта.
Видение супервизора:
Взгляд супервизора шире, чем у терапевта, в связи с его невовлеченностью в отношения с клиентом. Такой взгляд можно назвать метапозицией или взглядом «сверху» и «извне».
Супервизор способен довольно хорошо управлять своим фокусом внимания таким образом, чтобы, расширяя его, видеть всю картину целиком, а также, сужая, сконцентрироваться на конкретных, актуальных в текущей ситуации аспектах и интервенциях.
Заземление супервизора:
Супервизор опирается на свои профессиональные знания, умения и опыт, на структуру супервизии, хорошо владеет своим телом и ощущает сигналы от мышечной системы, опирается на ценности, смыслы и сущностные качества т.е. использует не только «внешнее», но и «внутреннее заземление».
Центрирование супервизора:
Супервизор хорошо чувствует свой центр и сохраняет связь с ним, разбирается в собственном внутреннем мире, знает эмоциональные процессы и реакции, управляет энергией даже в ситуациях резких перепадов заряда в атмосфере. Он умеет настраиваться на себя, терапевта, клиента и переключаться между этими настройками, входить в резонанс и выходить из него.
Супервизор осознает, что находится в триангулярных отношениях, в которые входят также терапевт и клиент. Такие отношения предполагают возможность переноса на него со стороны терапевта и возникновение контрпереноса. Супервизор способен учитывать множественность контекстов, переносов и контрпереносов.
Кроме того, важно, чтобы супервизор помнил, что полученная в результате принятого в подходе анализа картина является только частью реальности, которая всегда будет шире любой взятой за основу модели. В этом контексте хотелось бы подчеркнуть, что желательно, чтобы у супервизора «функциональное эго» преобладало над «статусным». Не менее важным для супервизора является наличие здоровых паттернов доверия и недоверия к себе и другим, которые ему также следует поддерживать и в терапевте.
Процесс супервизии
Супервизор проводит свой анализ, отвечая на запрос терапевта. Он использует информацию, предоставленную терапевтом о клиенте, а именно: его историю жизни, актуальную ситуацию, взаимодействие с терапевтом, проявления на сессиях и другие характеристики, а также свое впечатление от того, как именно терапевт описывает клиентский случай, проявления и состояние самого терапевта на супервизии.
Особое внимание супервизор уделяет анализу взаимодействия терапевта и клиента, определяя среди прочего какой тип отношений складывается между ними: рабочий альянс, реальные отношения, развивающие и обучающие отношения, духовно-трансперсональные отношения или отношения переноса-контрпереноса.
С точки зрения биосинтеза запросы терапевтов, которые приходят за супервизией, можно разделить на три большие группы:
- Эктодермальные – «Я не понимаю», «Помогите мне сориентироваться», «Я в тупике, в ловушке».
- Мезодермальные – «Я не знаю, что делать», «Мы не двигаемся» или «Мы двигаемся хаотично».
- Эндодермальные – «Я затоплен чувствами» или «Я не могу сопереживать клиенту».
В соответствии с этим в супервизии целесообразно применить один из трех основных принципов, соответствующий жизненному потоку: центрирование, заземление или видение.
Таким образом супервизор помогает терапевту восстановить пульсацию сначала в своем состоянии, а затем и в отношениях с клиентом.
Кроме того, перспективным для супервизии является анализ по модели жизненных полей не только клиента, но и терапевта. В этом случае анализ взаимодействия клиента и терапевта будет наиболее полным, включая ресурсы, ограничения и перспективы их коммуникации и контакта.
Важно понимать, какие качества супервизор помогает развить терапевту и какие качества самого супервизора могут стать особенно ценными в этом процессе.
Часто супервизия пересекается с терапией, в связи с чем, иногда, важнее сфокусироваться на терапевте и его состоянии, чем на клиенте, увидеть и найти способ отразить терапевту его ресурсы и ограничения, развивая тем самым его профессиональные компетенции.