Супервизия

Приветствую вас на странице, посвященной супервизии!

Здесь я представлю свой взгляд на супервизию и буду его постепенно развивать, анализируя свой опыт и опыт коллег, а также опираясь на теоретические аспекты из разных подходов психотерапии, которые сочту важными и полезными.

 

На данный момент провожу супервизию для телесно-ориентированных психотерапевтов в групповом и индивидуальном форматах.

 

Записаться можно в телеграмм или воцап.

Определение, функции и базовые принципы

С одной стороны, супервизия – профессиональная поддержка и обратная связь более опытного и не вовлеченного в процесс терапии коллеги, а с другой, супервизия – среда для профессионального роста и развития терапевта, который может наполнять эту роль своими качествами и способностями, постепенно открывая себя и свою уникальность. 

Функции супервизии:
Базовые принципы супервизии:

Супервизор и его основные компетенции

Супервизор – представитель одного или нескольких психотерапевтических подходов, осуществляющий сопровождение терапевта в ведении клиентов.

 

Супервизор обладает глубокими теоретическими знаниями и имеет значительный опыт работы. Он способен к дружественному сотрудничеству и «тройному присутствию» т.е. одновременному контакту с собой, терапевтом и клиентом, которого представляет терапевт.

Общие компетенции супервизора:

Кроме этого, супервизор характеризуется личностной зрелостью и руководствуется этическим кодом.

Специфические компетенции супервизора в биосинтетическом подходе:
Видение супервизора:

Взгляд супервизора шире, чем у терапевта, в связи с его невовлеченностью в отношения с клиентом. Такой взгляд можно назвать метапозицией или взглядом «сверху» и «извне».

 

Супервизор способен довольно хорошо управлять своим фокусом внимания таким образом, чтобы, расширяя его, видеть всю картину целиком, а также, сужая, сконцентрироваться на конкретных, актуальных в текущей ситуации аспектах и интервенциях.

Заземление супервизора:

Супервизор опирается на свои профессиональные знания, умения и опыт, на структуру супервизии, хорошо владеет своим телом и ощущает сигналы от мышечной системы, опирается на ценности, смыслы и сущностные качества т.е. использует не только «внешнее», но и «внутреннее заземление».

Центрирование супервизора:

Супервизор хорошо чувствует свой центр и сохраняет связь с ним, разбирается в собственном внутреннем мире, знает эмоциональные процессы и реакции, управляет энергией даже в ситуациях резких перепадов заряда в атмосфере. Он умеет настраиваться на себя, терапевта, клиента и переключаться между этими настройками, входить в резонанс и выходить из него.

Супервизор осознает, что находится в триангулярных отношениях, в которые входят также терапевт и клиент. Такие отношения предполагают возможность переноса на него со стороны терапевта и возникновение контрпереноса. Супервизор способен учитывать множественность контекстов, переносов и контрпереносов.

 

Кроме того, важно, чтобы супервизор помнил, что полученная в результате принятого в подходе анализа картина является только частью реальности, которая всегда будет шире любой взятой за основу модели. В этом контексте хотелось бы подчеркнуть, что желательно, чтобы у супервизора «функциональное эго» преобладало над «статусным». Не менее важным для супервизора является наличие здоровых паттернов доверия и недоверия к себе и другим, которые ему также следует поддерживать и в терапевте.

Процесс супервизии

Супервизор проводит свой анализ, отвечая на запрос терапевта. Он использует информацию, предоставленную терапевтом о клиенте, а именно: его историю жизни, актуальную ситуацию, взаимодействие с терапевтом, проявления на сессиях и другие характеристики, а также свое впечатление от того, как именно терапевт описывает клиентский случай, проявления и состояние самого терапевта на супервизии.

Особое внимание супервизор уделяет анализу взаимодействия терапевта и клиента, определяя среди прочего какой тип отношений складывается между ними: рабочий альянс, реальные отношения, развивающие и обучающие отношения, духовно-трансперсональные отношения или отношения переноса-контрпереноса.

С точки зрения биосинтеза запросы терапевтов, которые приходят за супервизией, можно разделить на три большие группы:

В соответствии с этим в супервизии целесообразно применить один из трех основных принципов, соответствующий жизненному потоку: центрирование, заземление или видение.

 

Таким образом супервизор помогает терапевту восстановить пульсацию сначала в своем состоянии, а затем и в отношениях с клиентом.

 

Кроме того, перспективным для супервизии является анализ по модели жизненных полей не только клиента, но и терапевта. В этом случае анализ взаимодействия клиента и терапевта будет наиболее полным, включая ресурсы, ограничения и перспективы их коммуникации и контакта.

 

Важно понимать, какие качества супервизор помогает развить терапевту и какие качества самого супервизора могут стать особенно ценными в этом процессе.

Часто супервизия пересекается с терапией, в связи с чем, иногда, важнее сфокусироваться на терапевте и его состоянии, чем на клиенте, увидеть и найти способ отразить терапевту его ресурсы и ограничения, развивая тем самым его профессиональные компетенции.