Эксплицитная и имплицитная память

Память можно поделить на две большие группы: эксплицитную (развернутую) и имплицитную (свернутую, скрытую).

Система имплицитной памяти
содержит в себе опыт обучения сенсорных, моторных и эмоциональных сетей. Этот вид памяти начинает формироваться очень рано (еще до рождения) и является мало осознанным.

На имплицитную память большое влияние оказывает миндалевидное тело (или амигдала). Амигдала играет ведущую роль в организации таких сильных эмоций, как страх и стыд. Эта структура участвует в оценке опасности и развивается к 8 месяцу беременности.

Амигдала является одним из ключевых компонентов памяти эмоциональных состояний как в младенчестве, так и на протяжении всей жизни. Она усиливает обработку эмоциональной памяти гиппокампом, стимулируя высвобождение норадреналина и глюкокортикоидов. С помощью этих веществ усиливается значимость опыта, который необходимо запомнить.

Поскольку имплицитная память функционирует уже до того, как ребенок начнет говорить, есть определенный пласт ранней эмоциональной памяти, который не был осознан и назван словами.

Система эксплицитной памяти более осознанна и развивается постепенно вместе с созреванием гиппокампа и корковых структур в течение первых лет жизни. Эксплицитная память содержит в себе осознанный опыт, который может быть облечен в слова. Воспоминания, относящиеся к этому виду памяти, вписаны в контекст, более последовательны и стабильны.

В связи с длительным созреванием, гиппокамп и корковые структуры чувствительны к нарушениям развития и травматическому опыту. Они уязвимы к воздействию стресса. Длительное воздействие глюкокортикоидов может привести к дегенерации дендритов, гибели клеток и снижению функций гиппокампа.

С помощью телесно-ориентированной психотерапии можно поднять пласт неосознанной эмоциональной памяти, о котором говорилось выше. Через прикосновение и движение в контакте с психологом клиент может получить новый опыт, создав новое более ресурсное воспоминание, а также, что не менее важно, облечь этот опыт в слова, связать с реакциями в настоящем и научиться другому проявлению себя.

Рассмотрим пример

После родов у мамы возник конфликт с мужем. На этой почве она находится в раздраженном состоянии. Ее чувствительность обострена, а эмоциональное состояние нестабильно. Когда ребенок чем-то расстроен и плачет, мама берет малыша и пытается успокоить, но у нее не получается это сделать. Вместо успокоения, мама сама расстраивается и еще больше раздражается. Ее движения становятся резкими, а объятья жесткими. В результате ребенок, находясь на руках у матери, вместо успокоения получает дискомфортный телесно-эмоциональный опыт. Поскольку эта ситуация повторяется многократно, тело ребенка запоминает его. Впоследствии уже взрослый клиент, естественно не помнящий эти эпизоды на уровне сознания, при попытках других людей его успокоить и приобнять, отстраняется и дает резко негативную эмоциональную реакцию страха или раздражения. Клиент не может объяснить такую реакцию. Она существует на уровне тела и имеет мощное действие, обусловленное активацией сетей имплицитной памяти и амигдалы как ее важного элемента. Корковые области не успевают обработать информацию, затормозить эту реакцию, обеспечив достаточно контекста.

На сессии задачей психолога будет изменение острой телесно-эмоциональной реакции клиента с помощью другого опыта в безопасной обстановке. Новый опыт может стать содержанием имплицитной памяти. А с другой стороны, с помощью обращения к корковым отделам, замедляя клиента, обсуждая с ним контекст ситуации, слушая истории клиента (даже, если они далеки от реальности) и анализируя его опыт, психолог может задействовать эксплицитную память клиента, создавая новое более ресурсное воспоминание.

Все это в совокупности дает возможность изменения реакции клиента в текущей жизни.

При успешной психологической работе амигдала клиента обучается более точно определять опасность/безопасность ситуации. В этом случае в реакции клиента создается необходимая пауза, чтобы сети эксплицитной памяти могли включиться и кортикальные области успели вписать ситуацию в соответствующий контекст и затормозить реакцию отстранения и резкую эмоциональную вспышку.